Вы здесь

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 августа 2016 г. N 471 "Об утверждении рекомендаций по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны"

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257), а также в целях координации деятельности и методического обеспечения предоставления социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны приказываю:

Утвердить прилагаемые рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.

 

Министр

М.А. Топилин

 

Рекомендации
по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 августа 2016 г. N 471)

 

1. Рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, являющимся получателями социальных услуг (далее - ветераны), социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому (далее - социально-медицинские услуги), направленных на поддержание и сохранение здоровья указанных граждан.

2. Организация предоставления социально-медицинских услуг ветеранам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Организация оказания ветеранам медицинской помощи, в том числе на дому, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 30, ст. 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, 28; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219).

4. В Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; N 19, ст. 2023; 2001, N 1, ст. 2; N 33, ст. 3427; N 53, ст. 5030; N 30, ст. 3033; N 48, ст. 4743; N 52, ст. 5132; 2003, N 19, ст. 1750; N 52, ст. 5038; 2004, N 19, ст. 1837; N 25, ст. 2480; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1748; N 52, ст. 5576; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3609; N 40, ст. 4501; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 26, ст. 3133; N 29, ст. 3623; N 30, ст. 3739; N 51, ст. 6148; N 52, ст. 6403; 2010, N 19, ст. 2287; N 30, ст.3991; N 31, ст. 4206; N 50, ст. 6609; 2011, N 45, ст. 6337; N 47, ст. 6608; 2012, N 43, ст. 5782; 2013, N 14, ст. 1654; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 26, ст. 3406; N 52, ст. 7537; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967; N 48, ст. 6717; ст. 6724; 2016, N 1, ст. 8; N 22, ст. 3097; N 27, ст. 4189) для ветеранов предусмотрено внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в том числе прохождение ежегодной диспансеризации) в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

5. При организации работы по предоставлению социально-медицинских услуг ветеранам следует обеспечивать:

а) равный, свободный доступ ветеранов к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

б) адресность предоставления социально-медицинских услуг;

в) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства ветеранов;

г) достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей ветеранов в социальном обслуживании;

д) достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания ветеранов в привычной благоприятной среде; добровольность получения социальных услуг и конфиденциальность.

6. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона N 442-ФЗ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, помимо категорий предусмотренных пунктом 1 указанной статьи. В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется рассмотреть возможность бесплатного предоставления социальных услуг ветеранам в форме социального обслуживания на дому.

7. При предоставлении социально-медицинских услуг ветеранам следует руководствоваться статьей 20 Федерального закона N 442-ФЗ, согласно которой социально-медицинские услуги направлены на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

8. В соответствии с пунктом 2 примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, ст. 6872) (далее - Примерный перечень), к социально-медицинским услугам относятся следующие услуги:

а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);

б) оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

г) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

д) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

е) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).

Примерный перечень не является исчерпывающим. В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом Примерного перечня.

9. При определении перечня социально-медицинских услуг, необходимых ветерану, следует учитывать его нуждаемость в получении таких услуг, состояние здоровья, возраст, социальное положение, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, зависимость от посторонней помощи.

При оценке нуждаемости ветерана в получении тех или иных социально-медицинских услуг рекомендуется также исходить из условий его проживания, состава семьи, медицинских показаний, характеризующих состояние его здоровья.

10. Особое внимание рекомендуется уделять вопросу своевременного выявления ветеранов, нуждающихся в предоставлении социально-медицинских услуг и медицинской помощи на дому.

В этих целях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется организовать проведение мониторинга путем опроса ветеранов, обращающихся в учреждения социальной защиты населения, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, в организации социального обслуживания, а также подворовый обход, межведомственное взаимодействие с медицинскими организациями, администрациями муниципальных районов, городскими округами и сельскими поселениями.

К данной работе также следует привлекать ветеранские общественные организации и объединения.

11. Для обеспечения предоставления ветеранам социально-медицинских услуг важно проводить работу по их информированию о перечне социально-медицинских услуг, предоставляемых в соответствующем субъекте Российской Федерации, организации предоставления социально-медицинских услуг, порядке их предоставления с указанием адресов и контактных телефонов организаций, предоставляющих указанные социальные услуги.

Вышеуказанную информацию необходимо размещать также на информационных стендах учреждений социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, организаций социального обслуживания. К проведению информационно-разъяснительной работы среди ветеранов рекомендуется привлекать ветеранские общественные организации и объединения.

12. Виды, объем, периодичность и сроки предоставления социально-медицинских услуг рекомендуется определять с учетом индивидуальной потребности ветеранов в данных услугах.

Социально-медицинские услуги необходимо предоставлять ветеранам на основании индивидуальных программам предоставления социальных услуг, а также на основании договора о предоставлении социального обслуживания, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ.

13. При предоставлении социально-медицинских услуг и социального сопровождения ветеранов органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания рекомендуется осуществлять межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, организациями, находящимися в их ведении.

При предоставлении ветеранам социально-медицинских услуг, при выполнении процедур, связанных с наблюдением за их здоровьем, рекомендуется организовать предоставление на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания с медицинскими организациями помощи по выполнению медицинских процедур по назначению лечащего врача, обеспечение ветеранов лекарственными препаратами, осуществление мероприятий по профилактике образования пролежней, наложению компрессов, осуществлению перевязок, оказанию первой помощи и т.п.

При осуществлении систематического наблюдения за ветеранами в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья, а также консультирования по социально-медицинским вопросам рекомендуется на основе межведомственного взаимодействия при необходимости привлекать медицинских работников.

При проведении оздоровительных мероприятий рекомендуется содействовать поддержанию физической активности ветеранов и организации их здорового питания по рекомендациям лечащего врача.

При осуществлении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, рекомендуется проводить санитарно-просветительскую работу, направленную на формирование навыков здорового образа жизни, избавление от вредных привычек.

При проведении занятий по адаптивной физической культуре следует учитывать рекомендации лечащего врача.

14. При предоставлении ветеранам социально-медицинских услуг рекомендуется привлекать волонтеров и некоммерческие организации для оказания помощи.

15. Для активного выявления факторов риска и своевременного принятия мер профилактической направленности рекомендуется организовать формирование мобильных медико-социальных групп, в состав которых могут быть включены социальные работники, медицинские работники (медицинские сестры, процедурные сестры, в случае необходимости - врачи-специалисты).

16. В целях поддержания и сохранения здоровья ветеранов рекомендуется осуществлять ежегодную диспансеризацию ветеранов- получателей социальных услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

17. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения рекомендуется организовывать ветеранам ежегодную консультацию врачей-гериатров, проведение комплексной гериатрической оценки, разработку системы мер по оказанию медицинской помощи с целью сохранения или восстановления способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.

18. Для повышения доступности медицинской помощи ветеранам рекомендуется осуществлять осмотры и обследование в рамках диспансерного наблюдения ветеранов - получателей социальных услуг на дому, организовывать оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара, а также организовать работу выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи.

19. В целях организации обучения родственников ветеранов и других лиц, осуществляющих уход за данной категорией граждан на дому, принципам организации ухода, использованию технических средств реабилитации, обустройству места нахождения ветерана, находящегося на постельном режиме, составлению распорядка дня, питанию, индивидуальному уходу, выбору качественных средств ухода целесообразно организовать проведение соответствующих обучающих занятий на базе организаций социального обслуживания.

20. С целью оказания срочной помощи ветеранам рекомендуется создание служб оперативного реагирования, направленных на реализацию следующих задач:

а) оказание услуг по дистанционному патронажу на дому ветеранов;

б) удовлетворение потребностей ветеранов в наиболее доступном и качественном социальном обслуживании;

в) обеспечение круглосуточного приема и обработки информации о состоянии здоровья ветеранов и их социальном статусе.

21. В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ ветераны также имеют право на социальное сопровождение, включающее в себя в том числе содействие в предоставлении медицинской помощи.

В этой связи поставщикам социальных услуг рекомендуется осуществлять информирование ветеранов о перечне организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам, а также осуществлять контроль за обращением ветеранов в данные организации.

Сведения о выполнении мероприятий по социальному сопровождению вносятся поставщиком социальных услуг в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Указанное содействие может осуществляться при сопровождении ветеранов в медицинские и иные организации, оказывающие медицинскую помощь, в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы для оформления группы инвалидности, при содействии в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами, необходимыми техническими средствами реабилитации и в иных случаях, а также путем оказания содействия в госпитализации ветеранов в госпитали для ветеранов войн, гериатрические центры.

В целях предоставления ветеранам консультаций при оказании медицинской помощи рекомендуется привлекать на основе межведомственного взаимодействия специалистов медицинских организаций и иных организаций в сфере здравоохранения.

22. Для социального сопровождения ветеранов рекомендуется привлекать специалистов медицинских организаций, которые могут оказать им помощь в улучшении условий жизнедеятельности.

В частности, при ухудшении состояния здоровья ветеранов в рамках социального сопровождения рекомендуется информировать об этом лечащего врача для корректировки назначенного ранее лечения, получения необходимой медицинской помощи в стационарных условиях или вызова врачей-специалистов на дом.

23. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения рекомендуется осуществлять мониторинг эффективности предоставляемых ветеранам социально-медицинских услуг и мероприятий по социальному сопровождению.

24. Качество оказания социально-медицинских услуг рекомендуется оценивать на основании следующих критериев:

а) своевременность выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья ветеранов, а также оздоровительных мероприятий, выявления отклонений в состоянии их здоровья, привлечения медицинских работников, госпитализации по медицинским показаниям в медицинские организации, предоставления иных социально-медицинских услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;

б) соблюдение необходимого объема выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья ветеранов, оздоровительных мероприятий, мероприятий по консультированию ветеранов по социально-медицинским вопросам, оказание помощи в систематическом выполнении физических упражнений, предоставление иных социально-медицинских услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

25. Контроль качества выполнения мероприятий в рамках социального сопровождения ветеранов включает в себя:

а) оценку эффективности проведенных мероприятий;

б) проведение промежуточного контроля результативности реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

в) внесение изменений и дополнений в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

26. Организация межведомственного взаимодействия при предоставлении социально-медицинских услуг ветеранам должна осуществляться в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 442-ФЗ на основании регламента межведомственного взаимодействия и включать в себя:

а) обмен информацией, необходимой для организации социального обслуживания, между участниками межведомственного взаимодействия, в том числе обмен информацией, необходимой для предоставления социальных услуг и социального сопровождения;

б) осуществление совместных действий участников межведомственного взаимодействия в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

в) планирование совместной деятельности участников межведомственного взаимодействия;

г) оказание необходимой помощи участникам межведомственного взаимодействия по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия;

д) обмен опытом по вопросам работы с ветеранами и т.п.

27. В целях осуществления согласованных действий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан при организации межведомственного взаимодействия рекомендуется:

а) координировать межведомственное взаимодействие при предоставлении социально-медицинских услуг и осуществлении социального сопровождения;

б) координировать деятельность подведомственных им организаций социального обслуживания;

в) запрашивать информацию, необходимую для оказания социальных услуг, а также социального сопровождения;

г) организовать информирование ветеранов о деятельности иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, их подведомственных организаций;

д) организовать деятельность по направлению ветеранов в организации, предоставляющие помощь, в том числе медицинскую, не относящуюся к социальным услугам;

е) организовывать и участвовать в семинарах, совещаниях, иных совместных мероприятиях по вопросам осуществления межведомственного взаимодействия;

ж) организовывать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и находящимися в их ведении медицинскими организациями в целях получения информации, необходимой для оказания социальных услуг, а также осуществления социального сопровождения ветеранов, выявления ветеранов, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания, обеспечения взаимодействия поставщиков социальных услуг с медицинскими организациями и т.п.

28. Оценку результатов межведомственного взаимодействия следует осуществлять в рамках деятельности координационных и совещательных органов, в том числе межведомственных комиссий по проблемам ветеранов и пожилых людей, создаваемых в субъектах Российской Федерации.

 

Форма поиска

Календарь

Новости/Все новости

30.03.2020
В рамках реализации национального проекта «Демография» и региональной программы «Старшее поколение» члены клуба «Ветеран» Муниципального учреждения «Комплексный
30.03.2020
В Центре помощи детям города Троицка в рамках реализации проекта «Челябинск - Танкоград.
30.03.2020
«Пришли каникулы - чудесная пора и не надо просыпаться в семь утра!
30.03.2020
С 28 марта по 3 апреля в управлениях социальной защиты населения городов и

Единый портал Госуслуг

Реестр поставщиков социальных услуг

Социальный калькулятор

Результаты Независимой оценки

Предоставление отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов

"Горячая линия" по оплате труда

Национальный проект Демография

Гуманитарные выплаты бывшим советским военнослужащим, находившимся в германском плену в годы Великой Отечественной войны

Принять участие в опросе о качестве услуг в социальном обслуживании

Рассчитать компенсацию за оплату капремонта

Калькулятор адресных субсидий

Президент РФ
Горячая линия "Сообщи о коррупции"
Челябинская областная организация ВОС
Интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов Челябинской области
Нормативно-правовые акты в Российской Федерации
ОНФ. Народная оценка качества
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области
Налог на профессиональный доход